Характеристики системы адаптации в зависимости от стадии развития компании
Рис. 1.1. Стадии развития компании
Стадия I — формирование. На данном этапе адаптация носит неформальный характер, прежде всего по причине небольшого количества новых сотрудников. Работники находятся друг у друга на виду, взаимодействуют друг с другом, обмениваясь необходимой информацией.
Стадия II — интенсивный рост. В период бурного роста компании сотрудников становится больше, а значит, появляется необходимость в стандартизации адаптационных процедур. Невнимание к вопросам адаптации может привести к ряду проблем, например, к появлению субкультур. Приход большого количества новых людей со своими ценностями и нормами поведения в некоторых случаях грозит нанести компании большой вред, в связи с тем что свойственная ей индивидуальность будет утеряна. Кроме того, есть риск столкнуться с потерей информации. Важно накапливать и использовать информацию и знания, которые являются интеллектуальным капиталом организации и могут быть потеряны при неэффективном управлении ими, скажем, в тех случаях, когда отсутствует система трансляции и передачи информации новым сотрудникам уже работающими в полном объеме.
Стадия III — стабилизация. На этапе стабильной работы компании функционирует единая система, включающая ранее разрозненные инструменты адаптации. Важно, чтобы система адаптации охватывала все категории персонала. Периодически силами службы персонала проводится оценка эффективности как отдельных инструментов, так и всей системы в целом.
Стадия IV — спад. Система адаптации перестает обновляться и отвечать потребностям бизнеса. Постепенно ее эффективность снижается.
Следует еще отметить, что адаптация персонала это процесс «вливания» новых человеческих ресурсов в бизнес процессы компании и очевидно, что вне зависимости от целей привлечения новых сотрудников, сам факт появления новых людей оказывает влияние на корпоративную культуру компании. На разных этапах развития компаний влияние новых сотрудников (из числа управленцев среднего звена и обычных работников) различно. В период формирования и интенсивного роста новые сотрудники оказывают огромное влияние на формирование корпоративной культуры и бизнеса в целом, в отличие от периодов - когда компании находятся на этапе стабилизации или стагнации, там уже главной задачей становится сохранить достигнутые результаты, в том числе и сформированную корпоративную культуру.
В зависимости от этапов, на которых находятся компании в своем развитии, будут отличаться и подходы к привлечению новых сотрудников, что скажется на формировании процессов адаптации. К примеру - не следует набирать и пытаться адаптировать креативных и настроенных на высокую самореализацию сотрудников в компаниях находящиеся на этапе стагнации, большинство из таких людей не смогут реализовать свой потенциал и рано или поздно уволятся, не реализовав свой потенциал
Полное описание смотрите в книге Натальи Володиной "Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы"